Физическая активность залог здоровья вашего ребенка. Через движения ребенок познает мир и себя в нем, совершенствует опорно — двигательный аппарат, вегетативные системы, обмен веществ, психическое развитие. Избыточность или недостаточность физической активности, относительно привычной для ребенка, часто может говорит о начале заболевания в его организме.
Необоснованное ограничение физической активности всегда приводит к стойкому уменьшению функционального состояния систем жизнеобеспечения, процессов возбуждения центральной нервной системы, ухудшение трофических процессов.
Строго нормированная физическая активность, адекватная физиологическим возможностям организма, способствует компенсации нарушенных функций пораженной системы и предупреждению дистрофических осложнений.
В период выздоровления двигательная активность способствует восстановлению функции и структуры морфофункционального комплекса пораженной системы. Особое внимание уделяется физическим упражнениям для предупреждения и лечения ортопедических заболеваний .
Принципы использования средств ФР на первом году жизни
- Учитывать уровень психомоторного развития ребенка.
- Учитывать особенности реакции на занятия и признаков утомления.
- Увеличивать нагрузку медленно.
- Начинать и заканчивать занятия легким поглаживание тела ребенка.
- Повторять каждое упражнение от 2 до 4 раз, постепенно увеличивая до 6-8 раз.
- Использовать игрушки при проведении занятий.
- Сопровождать все игры ласковыми словами под приятную спокойную музыку.
- Проводить занятия за 30 мин. до кормления или 40 мин. после еды.
- Не садит и не ставить ребенка до той поры пока она не научилась упражнениям в горизонтальном положении.
- Не забывать про принцип нагрузки на все группы мышц.
- Проводить занятия по несколко раз в день длительностью 10 -15 до 30 мин.
- Придерживаться последовательности в упражнениях: пассивные, активные и рефлекторные.
Рефлекторные упражнения
- Симметричное разведение и сведение рук при ударе по кроватке, при ляпанни по ягодицам — рефлекс Моро.
- Ритмичное отталкивания ногами от ладони, которая приставлена к подошве — рефлекс ползания.
- Вертикальное выпрямления ребенка с опорой на ступни при поддержке ее под мышки — рефлекс выпрямления.
- Воспроизведение шага при установлении ребенка на опору с поддержкой под мышки и наклоном туловища вперед — рефлекс ходьбы.
- Дугообразный изгиб тела при поглаживании спины на расстоянии 1 см вдоль позвоночника снизу вверх — рефлекс Галанта.
- Охват пальцев взрослого, сгибания рук и напряжение мышц плечевого пояса при касании к ладони ребенка — рефлекс Бабкина (верхний).
- Сгибание пальцев ног при легком нажатии на кожу подошвы сразу под пальцами — рефлекс Бабкина (нижний).
Рефлекс плавания — принципы использования:
- ознакомление с водной средой — перемещение в воде в различных направлениях на спине и груди , поддерживая ребенка двумя руками , рефлекторное отталкивание от стенок ванны ногами при вербальной команде » толчок «;
- стимуляция плотины трассирующими движениями туловища ребенка , после появления плотины — поддержка ребенка одной рукой;
- проверка и закрепление » замыкающего » рефлекса дыхательных путей на команду » внимание ныряем ! » , обливая головку водой;
- тренировки задержки дыхания при погружении головы ребенка в воду на 4-10 с;
- автономное плавание ребенка на спине со специальным чепчиком или поплавками на голове;
- температура воды 36,5-37,0 , снижается на 0,50 в месяц , продолжительность от 10-15 мин . , каждый месяц увеличивается на 5 мин . ;
- не допускать плача ребенка.
Особенности использования средств ФР в первые 3 месяца жизни
- Применение упражнений, основанных на безусловных рефлексах и сопровождаются разгибанием туловища и конечностей.
- Поглаживание тела ребенка.
Особенности использования средств ФР после 3-4 месяца
- Прилагаются пассивные упражнения к рефлекторным (при отсутствии выраженной гипертонии мышц).
- При выраженной гипертонии мышц необходимо сначала расслабить качанием плеча, бедра по оси из стороны в сторону, не сдвигая с места, покачиванием всего тела влево-вправо при согнутых коленях, точечным массажем с постепенным увеличением силы тиснения (палец вкручивается) в течение 1-3 минут, с повторением 3-4 раза.
Особенности использования средств ФР во втором полугодии жизни (при появлении условных связей)
- Активные упражнения осуществляются ребенком в ответ на условные сигналы.
- Активные упражнения вначале совпадают с условными раздражителями (не сильное потягивание за руки, звуки грушки ее яркий цвет).
- В первые 6-8 месяцев проводятся в основном пассивные дыхательные упражнения, с 9-го месяца они дополняются активными (по просьбе взрослого понюхать цветочек, поднять руки, а потом обнять, высказать звук «ш», «ж», или склады).
Добавить комментарий